Главная  Термины [Ц] 

 

Cталь арматурная

 

Cтабилизаторы — в-ва, способствующие сохранению физ.-мех. св-в пластмасс во времени и снижающие скорость процессов деструкции (разложения) материалов под влиянием атм. условий, повыш. темп-р, света и микробиологич. коррозии. По характеру действия С. делятся на антиозонанты, антирады, анти-оксиданты (термостабилизаторы против термоокислит. деструкции) и светостаби-лизаторы (против фотолиза и фотоокисления).

 

Для снижения общей скорости окисления полимеров используют антиоксиданты, к-рые эффективны при темп-рах, не превышающих 280—300 °С. А н -тиозонанты — в-ва, повышающие устойчивость резин к действию атм. озона. Различают хим. активные и инертные антиозонанты; к хим. активным относятся N-замещенные ароматич. амины, производные хинолина и фенола и др.; к инертным — ненасыщ. углеводороды (парафин, церезин, воски и др.), к-рые реагируют с озоном и образуют на поверхности резин эластичную, не проницаемую для озона пленку. Их используют тремя способами: введением антиозонанта в резиновую смесь; нанесением на поверхность резин путем окунания в расплавл. воскообразный антиозонант; вулканизированием к поверхности резины защитного слоя озоностойкого каучука. К наиболее эффективным относится последний способ.

 

Антирады — в-ва, повышающие стойкость полимеров к действию ионизирующих излучений. Наиболее эффективны разл. ароматич. соединения: углеводороды (нафтелин, антрацен, фенантрен), амины, фенолы, дифенилдисульфиды и др. Они принимают на себя энергию, по-глощ. полимером, и рассеивают ее в виде теплоты или флуоресценции, не претерпевая при этом существ, изменений. При облучении полимеров на воздухе эффективную защиту обеспечивает совместное действие антирадов и антиоксидантов.

 

Светостабилизаторы — в-ва, повышающие светостойкость полимера путем снижения в неск. раз скорости светового старения. Их действие основано как на поглощении фотохимически активной компоненты солнечного света или на дезактивации возбужденных молекул, уже поглотивших квант света, так и на торможении темновых реакций, индуциров. светом. Используют также светостабилизаторы, разрушающие или дезактивирующие фотохимически активные примеси и продукты фотореакций. В качестве свето-стабилизаторов используют неорганич. пигменты (газовая канальная сажа), белые пигменты (ТЮг, ZnS), органич. соединения разл. структуры, содержащие хромовые группы (эфиры салициловой к-ты, производные бензотриазола и др.), ме-таллоорганич. соединения (слабоокраши-вающие соединения никеля), стабильные радикалы и др. При использовании газовой канальной сажи наибольший эффект достигается в совокупном применении ее с антиоксидантами. Белые пигменты, не пропуская свет в глубину слоя полимера, не всегда предотвращают растрескивание и пожелтение его поверхности.

 

Для оценки качества С.а. важное значение имеет характер деформации при растяжении до разрыва ( . Горячекатаные стали с малым содержанием углерода и относительно невысокой прочностью имеют довольно значит, участок с линейной зависимостью между напряжениями и деформациями и четкую площадку текучести. Холоднообработан-ные и термически упрочненные стали переходят в пластич. область постепенно и не имеют явно выраженной площади текучести; для таких сталей вводят понятие усл. предела текучести, к-рому соответствует остаточное удлинение стали, обычно равное 0,2% первонач. длины. Механич. св-ва С.а. регламентированы гос. стандартами и техн. условиями, а области их рацион, использования в конструкциях — строит, нормами и правилами.

 

Cталь арматурная — осн. материал с заданными физ.-мех. св-вами для армирования ж.-бет. конструкций. Улучшение прочностных св-в арматуры достигается регулированием хим. состава стали (содержание углерода, легирующих добавок) , упрочнением стали в холодном состоянии волочением, вытяжкой, сплющиванием, скручиванием и т.п., термич. обработкой или сочетанием перечисл. способов (напр., термомеханич. обработка с прокатного нагрева). С.а. подразделяют на две осн. группы: горячекатаную стержневую и проволочную.

 

Cталь арматурная должна обладать достаточной пластичностью, характеризуемой величиной относит, удлинения при растяжении и проверяемой на изгиб или перегиб в холодном состоянии. От этого св-ва зависят возможности ее рацион, использования в ж.-бет. конструкциях.

 

Принятую индексацию С.а. дополняют и даже заменяют браковочным значением предела текучести (физ. или условного), являющегося осн. расчетной хар-кой арматуры (напр., A-III/A40 .

 

Для увеличения сцепления арматуры с бетоном совр. сортам С.а. придают эф-^ктивный периодич. профиль ( . Профиль горячекатаной арматуры создается непосредственно в процессе проката. В наст, время отдают предпочтение профилю с серповидными поперечными ребрами. С.а. с винтовым профилем используют без сварки; стержни соединяют между собой и анкеруют при помощи муфт и гаек. Может быть использована и холодная обработка (сплющивание, скручивание), при этом прочностные св-ва исходной стали повышаются, но уменьшается ее пластичность. Сплющивание и свивку успешно применяют для дополнит, обработки холоднотянутой проволоки, создавая рацион., типы арматурных элементов. Применение арматуры периодич. профиля в обычных ж.-бет. конструкциях позволяет использовать стали с повыш. пределом текучести (до 600 МПа), получая при этом экономию металла. С.а. с более высокими механич. св-вами можно эффективно использовать только при создании в ж.-бет. конструкции предварительно на-пряж. состояния, напр., путем искусств. натяжения арматуры и обжатия бетона.

 

Совершенствуется маркировка разл. классов стержневой арматуры периодич. профиля — от покраски концов прутков переходят к выдавливанию маркировочных знаков на прутках в процессе их прокатки.

 

Осн. виды горячекатаной арматуры унифицированы в зависимости от их прочностных хар-к и способов произ-ва. В нашей стране существует осн. классы стержневой арматуры (A-I—AT-VII) . Тер-момеханически упрочненная С.а. имеет подклассы свариваемой (А-ШС, AT-IVC, AT-VCK) И коррозионно-стойкой (Ат-IVK, Ат-VK, AT-VIK) арматуры.

 

Разработан новый вид низкоуглеродистой проволоки периодич. профиля диаметром 3—6 мм с классом прочности 600 МПа, предназнач. для армирования обычных и предварительно напряж. ж.-бет. конструкций.

 

Арматура классов A-I (A24 , А-П (АЗОО), А-Ш (А400, А500С) и AT-IVC (АтбОО) предназначена для обычных ж.-бет. конструкций и ненапрягаемых стержней предварительно напряж. конструкций, она хорошо сваривается. Это св-во позволяет широко использовать для армирования сварные сетки и каркасы, уменьшая трудоемкость арматурных работ. В класс A-I включена гладкая круглая сталь марки Ст.З, к-рую используют для монтажной и распределит, арматуры. Классы А-П и А-Ш охватывают сталь периодич. профиля — углеродистую Ст.5 и низколегированную. Стали классов А400С, А500С и А600С — осн. вид арматуры для обычных ж.-бет. конструкций; их массовое применение обеспечивает получение макс, экономии металла. Сталь класса А-И рекомендуется использовать в гидротехнич. сооружениях и др. конструкциях, к-рым предъявляются условия водонепроницаемости. Для северных р-нов страны с низкими темп-рами воздуха разработана спец. арматура класса Ас-П из низколегиров. стали, обладающая по-выш. хладостойкостью. В классах A-V (А80 , Ат-V (Ат80 , A-VI (А100 , Ат-VI (ATIOOO), AT-VII (AT120 объединены высокопрочные стали периодич. профиля, легированные марганцем, хромом, титаном, цирконием и др. и термомеханически обработ., предназнач. для предварительно напряж. конструкций. Ведутся работы по созданию С.а. классов Ат-VHI (АТ140 И АТ-1Х (Ат160 , в т.ч. из ПОЛОСОВОЙ стали. Для предварительно напряж. конструкций применяется также С.а. класса А-Ш, подвергнутая механич. упрочнению (вытяжке) , осуществляемому с контролем по удлинению и по напряжению; удлинение при вытяжке не должно превышать 3,5%. Горячекатаная арматура выпускается диаметром 6—80 мм.- Арматура диаметром 6—8 мм наз. катанкой и поставляется в мотках, а диаметром 10—80 мм — в виде отд. прутков длиной 6—18 м. С увеличением прочности стали уменьшается макс, диаметр арматуры, напр., для стали класса А-Ш наибольший диаметр составляет 40 мм.

 

Высокопрочную проволоку периодич. профиля изготовляют из гладкой путем нанесения на нее в холодном состоянии двух-, трех- и четырехсторонних вмятин плавного очертания. Благодаря хорошему сцеплению такой проволоки с бетоном появляется возможность более ранней передачи предварит, напряжения на бетон, что ускоряет процесс изготовления предварительно напряж. ж.-бет. элементов. Из высокопрочной проволоки изготовляют витые арматурные элементы в виде 7- и 19-проволочных канатов. При этом возможно использование проволоки диаметром 2 мм особо высокой прочности (до 2000 МПа), создание гибких арматурных пучков любой длины с разрывным усилием до 500 кН. Применение такой арматуры особенно целесообразно для большепролетных и сильно армиров. предварительно напряж. конструкций. Рекомендуется подвергать высокопрочную проволоку и канаты на заключит, этапе их изготовления стабилизации (термомеха-нич. обработке), в результате к-рой повышаются упругопластические св-ва арматуры и существенно снижаются потери предварит, напряжения от релаксации. В качестве напрягаемой арматуры находит также применение термич. упрочненная катанка диаметром 6—9 мм (гладкая и периодич. профиля), изготовляемая из углеродистой катанки (0,6% углерода). Врем, сопротивление катанки после термич. упрочнения составляет 1500—1600 МПа. Арматура из холоднотянутой проволоки и термич. упрочн. катанки на всех стадиях работы должна быть надежно защищена от длит, воздействия темп-р выше 300 °С.

 

Широкое развитие сборных, тонкостенных и предварительно напряж. ж.-бет. конструкций увеличило потребность в проволочной арматуре диаметром 3—8 мм, получаемой холодным волочением катанки, существенно повышающим прочностные св-ва стали за счет наклепа. Низкоуглеродистую холоднотянутую проволоку диаметром 3—5 мм и классом прочности (усл. пределом текучести) 400 МПа используют для арматуры обычных ж.-бет. конструкций в сварных сетках и каркасах. Целесообразно применение низкоуглеродистой проволоки периодич. профиля ( , степень сцепления к-рой с бетоном увеличена, что позволяет упростить произ-во сеток и каркасов путем уменьшения кол-ва сварных узлов, а в ряде случаев — отказаться от применения сварки на строит, площадке.

 

Для дисперсного армирования бет. конструкций применяют стальную фибру из углеродистой или нержавеющей стали.

 

Для армирования предварительно напряж. ж.-бет. конструкций применяют высокоуглеродистую (0,7—0,9% углерода) холоднотянутую проволоку — гладкую и периодич. профиля диаметром до 8 мм, поставляемую в мотках массой не менее 100 кг. Внутр. диаметр мотка равен 300—400 диаметрам проволоки, благодаря чему проволока после разматывания остается прямолинейной и не требует правки. С уменьшением диаметра проволоки ее прочность увеличивается, т.к. зависит от величины суммарного поперечного обжатия стали при волочении. Для проволоки диаметром 5 мм класс прочности (условный предел текучести) составляет 1400 МПа, а для проволоки диаметром 8 мм — 1200 МПа. Сварка высокоуглеродистой проволоки запрещается, т.к. в стыке предел прочности стали снижается на 30—40%.

 

Для изготовления армоцементных конструкций применяют тканые и сварные сетки из низкоуглеродистой холоднотянутой проволоки диаметром 0,7—1 мм с ячейками размером 5—10 мм.

 



Cтекло строительное. Cтекловарение. Cтойкость строительных материалов. Cтруктура стекла. Cушилка распылительная. Cушка. Чугун.

 

Главная  Термины [Ц] 



0.0009