Главная  Материалы 

 

Разработка и обоснование технологических схем очистки сточных вод

 

Экскурс в историю Когда человек впервые стал пользоваться процедурами, которые мы сейчас называем банными, сказать трудно. Но то, что он ценил и пользовался свойствами горячего пара очень давно, известно нам из археологических находок, которые свидетельствуют своими специальными сооружениями, предназначенными для ухода за телом, Прообраз помещения, которое мы сейчас называем парилкой, предназначенного для воздействия горячего пара на организм, своими корнями уходит вглубь столетий, вплоть до каменного века. А о том, в какой стране впервые появились бани, вообще сказать невозможно. Мнение историков сводится к тому, что бани появились в разных концах земного шара приблизительно в одно и то же время. Это мнение подтверждается несколько различными традициями у разных народов соблюдать чистоту своего тела и воздействовать на него термическим способом, вызывая потогонный эффект.

 

В горных странах, где в большом количестве находятся природные горячие источники, эта процедура связана именно с ними В других странах потогонный процесс происходил вследствие прикладывания к телу горячей травы, как поступали предки древнего народа майя. Вместо травы некоторые народы использовали древесные опилки, а японцы такой потогонный процесс применяют до настоящего времени. Чтобы увеличить лечебный эффект к кедровым опилкам (а именно они считаются самыми целебными) добавляют рисовые отруби и до 60-ти видов различных лекарственных трав.

 

Изобретение парилки можно отнести к закономерной случайности. Очевидно, пролитая на очаг вода или капли дождя, попавшие на раскаленные камни через ветхую кровлю, неоднократно вызывали парильный эффект, охватывающий тело приятным теплом. Эти случаи, по всей вероятности, натолкнули человека на мысль о сооружении бани, конструкции которых у разных народов соответствовали сложившимся архитектурным традициям. Это могли быть землянки или шалаши со встроенным очагом или специально построенные более капитальные сооружения, напоминающие наши семейные бани.

 

К древнейшим постройкам, применяемым для банных процедур, можно отнести постройки, найденные при археологических раскопках в Египте. Остатки бани, обнаруженные историками на месте древнего города, представляют собой двухэтажное здание, в котором пар получали на нижнем этаже, а банные процедуры принимали на верхнем. Наличие на месте раскопок специальных приспособлений свидетельствует о том , что египтяне при посещении бани широко применяли ингаляцию, гимнастические и водные процедуры. Здесь же имелись и лечебные помещения, о чем свидетельствуют найденные медицинские инструменты. Примечательно, что уже египетские бани оборудовались специальным водопроводом и канализационными сетями. Египтян считали самым здоровым народом на свете, что, по мнению Геродота, объясняется строжайшей гигиеной. Геродот сообщает: "Дважды днем и дважды ночью египетские жрецы совершают омовение

 

Повсюду бани, которые хорошо устроены и доступны каждому" Текст одного из египетских папирусов называется "Начальная книга превращения старых в молодых". В нем даются косметические рецепты "Как избавиться от неприятных признаков старости" и рекомендуются паровые маски, бани, ванны, массаж, различные тепловые процедуры.

 

Бани древнего Рима, по мнению некоторых ученых, были позаимствованы из Египта после похода Александра Македонского (356 - 323 г. до н.э). Историки утверждают, что после похрда в Египет Александр Македонский приказал строить такие же комфортабельные бани. Уникальность и размах римских бань были настолько велики, что стоит на этом вопросе остановиться более подробно. Римская баня состояла из аподитриума (комнаты для раздевания), тепидатриума (теплой комнаты), калидариума (жаркой комнаты) и фриджариума (холодной комнаты) с бассейном для принятия водных процедур. Бани в Древнем Риме называли термами и ходили туда не только с гигиеническими и оздоровительными целями. Римская знать проводила значительную Часть своего свободного времени в термах, которые стали спортивными, общественными, культурными и увеселительными учреждениями. Отличались такие бани небывалой роскошью, их стены расписывали знаменитые художники, а полы покрывали живописной мозаикой. Мебель в бане отделывали золотом, серебром и слоновой костью. Вход в баню украшали статуи, а посредине залов били фонтаны. Обслуживали такие бани сотни рабов, выполняя любые прихоти знати. Термы служили и своеобразными лечебницами, в которых римляне избавлялись oi многих болезней.

 

О размахе древнеримских бань можно судить по остаткам сооружения, найденного при раскопках в Афродисие (греческо - римском городе на Анатолийском плоскогорье в 1904 -1905 гг.)

 

1 Баня, восстановленная по материалам раскопок на Анатолийском плоскогорье

 

Эта баня ( была построена во времена властвования императора Андриана (76-138*гг.), она отличалась небывалой роскошью, была оборудована системой центрального отопления. Раскаленный воздух от печей, топившихся дровами, циркулировал под каменным полом, нагревая воду в бассейне. По краям этого бассейна, видимо, нежились в облаках пара посетители. Каменный пол, отделанный мрамором, нагревался до такой степени, что ходить по нему можно было только в деревянных сандалиях. Каждый новый римский император, восходя на престол, строил общедоступные термы, стараясь тгим завоевать популярность в народе. Так, знаменитые на весь мир Каракаллы, названные в честь римского императора, при котором они были возведены, вмещали в себя одновременно две с половиной тысячи человек. И это еще не самые большие бани. В термах Диоклетиана, например, могли одновременно мыться 3500 человек. Три тысячи ванн было при этих термах, три просторных бассейна с чистой проточной водой. Причем один из бассейнов простирался на полтора километра в длину и столько же в ширину. В домах богатых римлян строились и индивидуальные бани, ставшие прообразом наших семейных бань. Любовь к баням римляне возвели в культ и поэтому, приветствуя друг друга, спрашивали: "Как потеешь?", что равнозначно привычным нам вопросам о здоровье. Огромный простор занимала римская империя. Но, куда бы ни приходили римские легионеры, везде они строили термы, оказывая этим самым большое влияние на культуру других народов.

 

Восточные бани не обставлялись с такой роскошью, как римские. Но восточные медики, подхватив учения о пользе водных процедур, начали разрабатывать свои методы гигиенических и оздоровительных средств. Сочинения Авиценны (Абу Али ибн Сина 980 -1037 гг.) "Канон врачебной науки" и "Книга исцеления" получили широкую известность не только на Востоке, но и в Европе. В них Авиценна дает подробные рекомендации, касающиеся поддержания чистоты тела, использования природных источников в лечебных и гигиенических целях.

 

О конструктивных особенностях восточных бань можно судить по сооружениям, сохранившимся до наших дней в Бухаре и представляющим большой историю - культурный интерес. Конечно, в них не сохранилось убранство, характерное для средневековых бань, но традиции банных процедур в своем большинстве выдерживаются. Достаточно сказать, что жители Востока придерживаются мнения, что "Хворь и несчитоту тела изгоняют только на восходе солнца. А днем организм уже устал, и хворь не уходит. Поэтому бухарские бани огкрываются очень рано, а днем в них бывает очень мало народа.

 

Чго же представляет собой восточная баня? Войдя в такую баню, посетитель сразу оказывается в просторном зале, в котором ос гавляю г одежду. Мыльное отделение находится в нижнем помещении, куда спускаются по ступеням и наклонным площадкам. Здесь размещен круглый зал, в котором имеется пять ниш, предназначенных для мытья. Узкие проходы ведут в парильное помещение и зал для отдыха. В плане баня напоминает ладонь. Вход (сгиб кисти) служит раздевалкой и температура здесь повышена до 34°С. Большой зал (сама ладонь) с бассейном посредине и лежанками служит для потения после посещения парилки. Каменные лежанки подогреваются, создавая прекрасные условия для потогонного процесса.

 

Пять ниш (фаланги пальцев) служат парными. Во всех этих помещениях различная температура (от 70 до 100°С) и посещают их по очереди. Источником пара в таких банях служит огромный котел с водой, встроенный в стену Пар, образованный от кипения воды, выходит через специальные отверстия, находящиеся на высоте полутора метров от пола, В бане можно воспользоваться услугами квалифицированного массажиста.

 

Финская сауна является "родной сестрой" русской бани. Кстати в переводе с финского языка сауна как раз и обозначает "баня'' Ее происхождение уходит своими корнями в глубь веков Традиционно сауна строилась из древесины в виде сруба, как и семейные русские бани. Финны любят сильный жар и поэтому поддерживают в сауне высокую температуру. С древних времен баня считается у финнов священным местом, служащим для лечебных и профилактических целей. Ее строили на берегу водоема в самом живописном месте. Финны говорят, что сауна помогает избавиться от многих болезней, и что она полезна всем, кто может до нее добраться. Основное различие финской и русской бани состоит в том, что в сауне выдерживается более горячий (100-120 °С и более) воздух с относительной влажностью около 5%. Поэтому в сауне редко пользуются водой для получения пара. При такой высокой температуре веником в сауне не помашешь, а финны (как и русские) тоже любят пользоваться березовым веником. Поэтому постепенно они перестали поднимать температуру в сауне выше 100° Издавна,как и в русских банях, источником тепла в сауне служит печь - каменка, которую топят дровами. Как и русская баня, сауна раньше топилась по - черному, то есть без дымохода. Но любовь к комфорту привела к современному виду саун, которыми мы привыкли пользоваться.

 

Русская парная баня - явление весьма самобытное и существует с незапамятных времен. Деревянная баня - это истинно русское изобретение, в котором банная процедура включает в себя весь комплекс оздоровительных и гигиенических процедур. История свидетельствует, что банями воспользовались еще скифы, проживающие на территории, где ейчас расположена Россия. В безлесых местностях нашей страны парились в русских печах. Происходило это гак: когда был испечен хлеб, под печи выметали, убирали угли и золу Внутрь жерла укладывали солому и ставили емкость с водой Человек влезал в печь ногами вперед, лежал какое-то время неподвижно, привыкая к температуре Затем мочил в воде пучок соломы и разбрызгивал воду по всему объему печи. Вода мгновенно испарялась и создавался парной эффект. Такой способ использования печи в качестве парилки иногда применяется до настоящего времени.

 

Вот что рассказывает по этому поводу специалист по массажу А.А.Бирюков, почти тридцать лет проработавший со сборными командами СССР , готовя их к ответственным соревнованиям и при помощи бани помогавший спортсменам повысить работоспособность, снять нагрузки, отрегулировать вес, подлечиться после травм: "Было это в 1954 году, на уборке картофеля в Высоковском районе Московской области. Вдруг заболела у меня поясница, да так, что не могу двигаться Таблетки, выписанные врачом, не помогали. И вот бабушка Аксинья, у которой мы на время поселились, предложила "Попарься в печке, вмиг встанешь и хворобу твою как рукой снимет", Я отшучивался: "Бабуль, неужели я тебе так надоел, что испечь меня хочешь?" А ребятам интересно, они делали вид, что поверили в это народное средство и хором уговаривали меня попробовать. Им интересно, а мне страшно. В конце концов "уговорила" меня боль. Из-за нее я не только на стенк, но и в горячую печь был готов лезть. Рано утром бабушка Аксинья истопила печь березовыми дровами. Выгребла зол финесла охапку душистой соломы, постелила в печи, облила ее водой. Ребята подвинули стол к печке. С их помощью я, постанывая от боли, кое-как забрался на стол, веник березовый взял и со стола полез в печь. В печке было невыносимо жарко, но приятно пахло соломой. Я стегал себя березовым веником до тех пор, пока хватило сил. Из печи вылез вымазанный сажей, обмылся теплой водой. Потом лег на стол, а бабка Аксинья растерла мне поясницу денатуратом, после этого обвязала шерстяным платком и отправила на лежанку. На следующее утро я был почти здоров, а через день и работоспособен.

 

Русские бани "по-черному" были известны еще до новой эры. то есть более двух тысяч лет назад. Эти бани представляли собой просторное помещение, в котором открытым огнем нагревались камни. Дымовой трубы баня не имела, а дым из помещения выходил через отверстие в крыше, окна и открытые двери.

 

Разумеется, сажа и копоть оставались на стенах и потолке бани, что стало причиной названия "бани по-черному". После окончания топкя дверь и отдушины закрывали и давали бане некоторое время "томиться" и "дозревать", пока стены равномерно не прогреются и не выгорят угли. Затем остатки углей гасили водой, баню проветривали от угарного газа, стены и потолок окатывали водой и лили несколько шаек воды в каменку, чтобы осадить золу. Это называлось "спариванием" бани. После этого начинали париться и мыться, периодически поливая каменку горячей водой. Вода грелась на печке или у топки в глиняных горшках. В отдельном горшке готовили щелок - щелочную зольную воду, заменяющую мыло, в другом горшке настой полыни или других лекарственных трав, обладающих ингаляционными и дезинфицирующими свойствами. Для мытья применяли деревянные ковши, шайки, лохани, а для хранения холодной воды - деревянные бочки.

 

Они ложась на полках, велят себя бить и тереть тело горяченным березовым веником... затем, когда от жара сделаются красными и изнемогают до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают из нее голые, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, а зимой, выскочив из бани, они валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, а потом, остывшие таким образом, снова входят в жаркую баню".

 

Индивидуальные или семейные бани строились в соответствии с количеством членов семьи и их привычками. Состояли такие бани, как правило, из двух помещений' моечного отделения и раздевалки. В моечном отделении мылись внизу, а парились на верхних полках. В некоторых случаях здесь же и раздевались. Однако со временем парильное и моечное отделение стали разделять.

 

Бани по-черному как семейные неразрывно связаны с историей России и существуют до настоящего времени. Стремление к комфорту побуждало некоторых россиян строить бани по-белому, но сооружали их преимущественно богатые люди. Бани по-белому строили и как общественные. Начали строиться они по указу царя Алексея Михайловича в XVII веке и принадлежали частным лицам. Это преимущественно были одноэтажные постройки на берегу реки или озера. Отапливались бани дровами, а воду брали из реки. Продолжил эту замечательную традицию Петр I, который при основании Петербурга в начале XVIII в. разрешил строить бани всем желающим и при этом не брали никаких пошлин. Хозяевам бань предписывалось: "Цену брать без излишества, дабы на него жалоб не происходило.. .запрещено держать горячие вина и всякий заповедный напиток".

 

На Руси в баню ходили все. О любви русского народа к бане свидетельствуют многие исторические факты и литературные произведения. Известный русский историк Н.И.Костомаров пишет, что баня у русских была первой потребностью - как в чистоте, так и в своего рода наслаждении, и ".. .Коль скоро русский почувствует себя нездоровым, тотчас .. .идет в баню париться". Например, о А.В.Суворове написано в журнале "Замечатель" за 1842 г. : "...В бане Суворов выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали ведер десять холодной воды..-.". Ни одно торжество не обходилось без бани. Для гостей баньку старались приготовить получше ~ угостить легким паром. Накануне свадьбы после "утренника" невеста приглашала подруг пойти с ней в "жаркую банюшку", которая уже была натоплена. В баню шли молодожены на следующий день после свадьбы. Топили баню не реже одного раза в неделю, а иногда и чаще. Очень интересна история знаменитых московских бань. Известный писатель В.И.Гиляровский писал: "Единственное место, которое ни один москвич не миновал, это баня, так как Москва без бань - не Москва" И не смотря на то, что эти слова были написаны еще в начале XX столетия, они актуальны до настоящего времени. Каждое сословие москвичей имело свои излюбленные бани. Люди со средствами шли в дворянское отделение. Рабочие и беднота ~ в простонародные, за пятак. Лучшими банями прошлого столетия считались Сандуновские и Центральные, своего рода бани - соперницы. В борьбе за посетителей они хорошели, становились все комфортабельнее. История этих бань такова.

 

На берегу реки Неглинной, неподалеку от Охотного ряда, топились бани Авдотьи Ломакиной. Банщиков в них не было. Каждый сам доставал себе воду для мытья из реки Неглинной. Во время большого пожара в 1737 году все бани возле Кузнецкого ряда сгорели, за исключением бань Ломакиной. Поэтому отбоя от посетителей в этих банях не было, несмотря на грязь и неустроенность. Актеры Петровского театра Сандуновы, увидев большой доход от бань, построили на месте своей усадьбы большие каменные бани и сдали их а аренду Ломакиной. Но имя Сандуновские прочно закрепилось за этими банями. Вся московская знать старалась посетить Сандуновские бани. Увидев это, купец и фабрикант Хлудов, имевший в Москве два с лишним десятка домов и текстильные фабрики, решил построить новые бани, превосходящие роскошью Сандуновские. В то время они назывались Китайскими по наименованию проезда, но позже получили название Центральные. Роскошь Китайских бань и большой доход вызвали зависть у сына известного генерала Гонецкого. К тому времени Сандуновские бани перешли за долги к отцу жены Гонецкого, которая впоследствии стала их полновластной владелицей. Гонецкии же, получив согласие жены, решил на месте старых Сандуновских бань соорудить новые - лучше Китайских. Строил эти бани знаменитый Венский архитектор Фрейденберг, который учел не только недостатки Китайских бань, но и передовой опыт Запада и Востока. И по сей день эти бани (после соответствующей реконструкции) считаются самыми лучшими в Москве и чтобы попасть в эти бани, нужно выстоять большую очередь, которая состоит не только из москвичей.

 

Русскую баню любят не только в России. После похода Наполеона в Россию, его разгрома и вступления русских войск в западно - европейские страны, русскую баню стали строить во Франции, Германии, Швейцарии и других странах. И несмотря на то, что многие иностранцы поражаются традициям русских людей чередовать банный жар с купанием в проруби, русские бани и финские сауны в настоящее время строят по всему миру. В России же баня стала частью быта человека. При достаточно суровом климате русская йарная баня с печкой каменкой прогревает и исцеляет многие болезни. А о профилактических возможностях русской бани говорить не приходится. Современные бани включают в себя не только парилки, ванные и душевые кабины, плавательные бассейны. Различные лечебные и массажные кабинеты, комфортабельные комнаты отдыха, тренажерные залы, кафетерии и другие помещения санитарно - гигиенического и культурно - бытового назначения становятся неотъемлемым атрибутом современной бани. И нет предела совершенству. В последующих главах этой книги мы расскажем читателю, как построить семейную баню, что учесть при ее строительстве, как правильно применять банные процедуры и какое воздействие баня оказывает на организм человека.

 

Расчет необходимой степени очистки показывает, какой эффект задержания загрязняющих веществ необходимо достичь на очистных сооружениях.

 

Возможен вариант, что необходимый эффект очистки обеспечивается только сооружениями механической очистки. Такие сооружения могут Разрабатываться для поселков городского типа, имеющих водоотводящую систему и расположенных на многоводных реках, при расходе сточных вод не более 10 тыс. м3/сут.

 

Выбор методов очистки сточных вод и определение состава сооружений представляет собой сложную технико-экономическую задачу и зависят от многих факторов: расхода сточных вод и мощности водоема, расчета необходимой степени очистки, рельефа местности, характера грунтов, энергетических затрат и др.

 

В технологических схемах биологической очистки применяются биофильтры при расходах сточных вод 10-20 тыс. м3/сут, аэротенки при расходах от 50 тыс. до 2-3 млн. м3/сут.

 

На сооружениях механической очистки эффект снижения взвешенных веществ составляет 40-60%, что приводит также к снижению величины БПКП0ЛН на 20-40%.

 

На основании исследований, выполненных в ОАО НИИКомму-нального водоснабжения и очистки воды разработана технология физико-химической очистки городских сточных вод.

 

Сооружения биологической очистки обеспечивают снижение показателей загрязнений (после аэротенков или биофильтров и вторичных отстойников) по взвешенным веществам и по БПК5 до 15-20 мг/л.

 

Анализируя показатели очистки, можно сделать вывод о высокой эффективности технологии физико-химической очистки городских сточных вод. В ОАО ЦНИИЭП инженерного оборудования запроектированы шесть вариантов станций физико-химической очистки сточных вод производительностью 10-25 тыс. м3/сут. Однако, такие сооружения в настоящее время имеют ограниченное применение.

 

Если расчет необходимой степени очистки сточных вод определяет более высокий эффект, чем могут обеспечить сооружения биологической очистки, то возникает необходимость глубокой очистки сточных вод. Это может быть глубокая очистка от взвешенных, растворенных органических веществ, биогенных элементов азота и фосфора. Сооружения глубокой очистки должны соответствовать характеру загрязнений, которые необходимо удалить из сточных вод перед их сбросом в водоём. Например, при глубокой очистке сточных вод от растворенных органических веществ до-очистка может осуществляться сорбционными методами, либо деструктивными при использовании озона. Фильтрование сточных вод обеспечивает снижение взвешенных веществ на 50-80% и т.д.

 

После введения в сточную воду минеральных коагулянтов, отстаивания, фильтрования и аэрации достигается эффективность очистки по ХПК 78,8%, по БПК 91,3%, по взвешенным веществам 98,8%.

 

Технология обработки осадков, образующихся в процессах очистки, определяется в зависимости от их свойств, объемов, наличия площадей.

 



Песколовки. Санитарно-химические показатели загрязнения сточных вод. "шлягер" каркаса. Систематизация факторов. Системы водоотведения на подтапливаемых территориях. Склады арматурной стали. Скользящая опалубка.

 

Главная  Материалы 



0.0017