Главная  Материалы 

 

Передвижка и подъем зданий

 

Петербург, 1905 г. По улицам столицы среди плотной толпы любопытных горожан бодро шествовали колонны кавалерийского полка со знаменами и полковой музыкой. Первые конники приблизились к Неве, а затем вступили на полотно Египетского моста. В ту минуту, когда они достигли его противоположного конца и мост заполнился торжественно движущейся кавалерией, перед взорами смятенных очевидцев разыгралось зрелище, которое может быть внесено и в классический список строительных катастроф, и в альманах курьезов. Неожиданно мост ожил , задвигался почти в такт со стуком конских копыт и с глухим шумом рухнул в воду вместе с находящейся на нем конницей.

 

Резонанс — так принято называть то, что послужило причиной этого уникального в мировой строительной практике случая.

 

Одно из фундаментальных положений строительной статики заключается в требовании, чтобы нагрузки на конструкцию были постоянны по месту и величине и чтобы они повышались постепенно от нуля до максимального значения. Статические нагрузки представляют собой скорее исключение, чем правило. Реальные нагрузки чаще всего изменяются и по величине, и по местоположению, так что они должны оказывать динамическое воздействие.

 

Динамический эффект выражается в ускорении, с которым прилагается нагрузка. Второй закон Ньютона гласит: масса, умноженная на ускорение, равна силе. Именно инерционные силы являются причиной дополнительных нагрузок, которыми мы часто пренебрегаем, но которые иногда имеют решающее значение. Не будет преувеличением сказать, что они возникают всегда и всюду.

 

Одним из фундаментальных положений строительной статики является условие о том, что внешние нагрузки постоянны по месту их приложения и по своей величине и что конструкция подвергается их воздействию очень медленно.

 

Однако статические нагрузки, скорее исключение, чем правило

 

Начнем с так называемых ударных нагрузок. Их воздействие определяется кинетической энергией удара. В промышленности источником такого воздействия являются различные виды автоматических молотов. Иногда их мощность имеет фантастические величины, и, если не принимать специальных мер, по их изоляции, они за несколько часов своего взрывоподобного режима работы могут разрушить здание, в котором находятся, и серьезно повредить соседние. В транспортном строительстве существует возможность удара транспортных средств о мостовые сооружения при аварийной ситуации. Например, для автодорожных мостов предусматривается расчетная сила удара, равная 100 т (нормы НРБ по нагрузкам для мостов). Гораздо большая сила удара наблюдается при столкновении судов с опорами моста. Но ударные нагрузки могут быть и совсем тривиальными, например при прохождении колесами железнодорожного состава рельсовых стыков.

 

Воздействие нагрузок этого рода обычно ограничивается небольшой частью конструкции. И чем выше скорость удара, тем меньше область его воздействия. Например, камень разбивает все стекло, в которое попадает, тогда как пуля благодаря несравнимо большей скорости оставляет в нем лишь маленькое отверстие.

 

Последствия удара предусмотреть сравнительно легко. Совершенно иначе обстоит дело с другим видом динамических нагрузок вибрационными. Самое неприятное в них то, что они воздействуют навею конструкцию в целом и даже на конструкции объектов, расположенных вблизи источника вибраций. Несущие системы зданий и сооружений сами по себе склонны к вибрациям, к колебаниям, характеристики которых в каждом случае строго индивидуальны. -Когда характеристики совпадают с характеристиками внешнего воздействия, система попадает в резонанс. Амплитуда колебаний резко увеличивается, что может привести к полному разрушению конструкции даже при сравнительно слабых по абсолютной величине динамических нагрузках. Именно это и случилось с Египетским мостом в Петербурге.

 

Вокруг нас много источников подобных пагубных воздействий, и мы часто о них даже не подозреваем. Начиная с колес парового локомотива, неуравновешенные массы которыхвызывают гармонично изменяющуюся инерционную силу, и кончая всеми машинами и агрегатами, вращающиеся части которых, несмотря на самый точный монтаж, никогда не могут быть идеально центрированы, что опять же приводит к возникновению инерционных сил, вот длинный и практически бесконечный список источников вибраций. Но первое место среди них, бесспорно, принадлежит турбоагрегатам генераторам, компрессорам, помпам. Скорость вращения высокочастотных турбоагрегатов превышает 300 об/мин, а это значит, что своеобразные приливы и отливы чередуются в сотые доли секунды. За одну секунду здание может испытывать от 10 до 50 и даже до 100 толчков.

 

Весной 1965 г. со складом одной флотационной фабрики в течение 24 ч произошло нечто странное. С чего все началось, никто не видел, но к 9 ч утра работники заметили, что некоторые элементы стальной конструкции сильно деформировались. Была поднята тревога.

 

Склад весьма внушительное сооружение — достигал в длину 350 м, в ширину — 42 м, а верхняя точка перекрытия находилась на высоте 27 м над поверхностью земли. Внутри здания хранилась огромная масса влажного концентрата, каждый кубический метр которого весил более трех тонн. 42-метровый пролет склада был перекрыт стальной конструкцией в виде трехшарнирной арки, а в середине перекрытия по всей длине здания проходила линия транспортировки концентрата. Вся эта масса в десятки тысяч тонн весом тайно и систематически подтачивала фундамент здания, подготавливая последующие события.

 

В 9 ч 20 мин на место происшествия спешно прибыл один из заместителей главного инженера, который собственными глазами увидел, как последовательно изгибаются и разрушаются связи между главными несущими конструкциями. Кроме того, было замечено, что покрываются трещинами стены трансформаторной подстанции. В 10 ч 5 мин здание подстанции полностью разрушилось.

 

Тогда стало ясно, что П-образные рамы медленно, но верно раздвигаются, а расстояние между фундаментами, первоначально составлявшее 42 м, явно увеличивается. Когда в полдень на место происшествия прибыла комиссия, состоящая из специалистов по строительству, их взорам предстала выпуклость грунта, простирающаяся с внешней стороны склада по всей длине. Грунтовое основание утратило устойчивость под действием огромного веса влажного концентрата и сил, направленных на фундамент, грунт перешел из статического состояния в состояние неустойчивого динамического равновесия. Перед взорами смятенных очевидцев постепенно вырисовывались контуры огромной строительной катастрофы, которая должна была вскоре произойти.

 

К 13 ч появились первые признаки разрушения транспортировочной линии. В это время смещение внешних стен достигало 2 м. В 13 ч 20 мин обрушились груды концентрата, и с этого времени вплоть до утра следующего дня деформации нарастали с постоянной скоростью.

 

Через 24 ч после сигнала тревоги ширина склада составляла уже не 42, а 48 м, покрытие снизилось на 3,2 м, а вал вспучившегося грунта достигал в высоту 2 м. Деформации и локальные повреждения в конструкции были настолько велики, что дальнейшая эксплуатация здания стала невозможной.

 

Этим примером мы хотим привлечь внимание к одной из непредвиденных, но часто катастрофических нагрузок, которым подвергаются здания и сооружения, — подъему грунтового основания. Определенные деформации в нем неминуемы, но если они переходят известные границы, конструкции угрожает авария.

 

Непредусмотреннными и часто роковыми являются силовые воздействия, которым подвергается строительная конструкция вследствие подъема грунтового основания

 

Как материал для основания грунт по качеству сильно уступает строительным материалам, и, следовательно, возможности его весьма ограничены. Его поведение трудно предсказать количественно (а иногда и качественно); неожиданности в его поведении, не будучи правилом, не являются и исключением. Он природная данность, созданная вне нашего контроля и без консультации с нами по тем вопросам, которые нас интересовали бы, а также в то время, когда нас еще не было. Мы вынуждены принимать все его недостатки, странности и капризы.

 

Основная задача при проектировании — сведение к минимуму оседания грунта под фундаментами, поскольку благодаря этому уменьшаются дополнительные нагрузки (и перегрузки!) конструкций, которые и без того должны воспринимать целый ряд постоянных и временных нагрузок. Оседание грунта, даже если оно и не вызовет катастрофы, может привести к образованию трещин в кирпичной кладке, к локальным повреждениям и вообще к отклонениям от нормального состояния сооружения. Это — паразитическая нагрузка, влияние которой должно быть тщательно проанализировано.

 

Трудно за один раз исчерпать длинный список всевозможных нагрузок. Чрезвычайно многообразны формы воздействия природы и самого человека на здания и сооружения. Оказывается, что не бывает важных и неважных нагрузок, что все они в разное время и при разных обстоятельствах могут иметь решающее значение. Каждая из них может оказаться каплей, переполнившей чашу , и ... случится непоправимое. Теперь несколько слов о так называемых особых нагрузках. В конце лыжного сезона 1975/76 г. 10 марта телеграфные агентства разнесли по всему миру весть о гигантской катастрофе в итальянских Альпах. При нормальных атмосферных условиях на высоте 150 м в области Мазо-дель-Тета разорвался несущий канат большой канатной дороги. Вагон с 43 пассажирами упал на землю и был раздавлен обрушившимся на него несущим устройством, весящим около 4 т. Экспертная коми-сия сообщила о сильном искривлении стальных несущих опор в районе разрыва. Было это причиной или следствием?

 

Если мы будем считать, что деформация опор является следствием разрыва каната, то речь идет о негативном проявлении одной из наиболее опасных особых нагрузок. Разрыв несущего или тягового троса на канатной дороге — это аварийная (особая) ситуация. Чаще всего такие случаи связаны с человеческими жертвами, но если отвлечься от эмоциональной стороны происшествия и оценить его хладнокровно, станет ясно, что погибшее утрачено безвозвратно, а то, что можно сохранить, должно быть спасено. В нашем примере это несущие опоры, а также начальная, конечная и, возможно, промежуточные станции. Их конструкция любой ценой должна остаться неповрежденной. Поскольку стоимость одного каната не слишком велика, его замена не так уж сложна. Сложно было бы заново строить основные сооружения канатной дороги, Поэтому их конструкция должна быть рассчитана таким образом, чтобы в случае необходимости она могла выдержать подобную аварию.

 

Приблизительно так же обстоит дело и с надшахтными копрами, служащими для извлечения полезных ископаемых из земных недр. Они представляют собой сооружения с клетью подъемника, несущим канатом и подъемным устройством на поверхности. Очевидно, что разрыв подъемного каната это значительная аварийная нагрузка для конструкции копра, которая в этом случае должна выстоять без повреждений.

 

Особыми нагрузками являются вакуум, который может возникнуть в трубопроводах или при опорожнении силосов, короткое замыкание в мощных электрических машинах и агрегатах, взрывная волна. В конечном счете особыми нагрузками можно назвать все силовые воздействия, которые возникают в ненормальных, аварийных ситуациях, если только последние не совсем уж невероятные. Конструктор должен обладать большими знаниями, опытом и предусмотрительностью, чтобы ясно представить себе, что может ожидать его творение в течение всего периода эксплуатации, и своевременно оградить его от грозных капризов природы и невольного человеческого вмешательства. Но поскольку это не всегда возможно, раздел непредвиденные причины в мировой антологии строительных аварий и катастроф будет пополняться.

 

На старозастроенных территориях устройство многоуровневых развязок, стремление к расширению улиц сталкивается с двумя взаимоисключающими проблемами. С одной стороны, рост интенсивности и плотности потоков пассажирского и грузового движения вызывает необходимость совершенствования транспортной инфраструктуры. С другой — обилие исторических и архитектурных памятников сдерживает эти процессы, если не сносить малоценные строения и не передвигать градостроительно ценные объекты.

 

Чаще используют метод вкраплений, поскольку он более прост. Здания-памятники оставляют на родном для них месте или передвигают на незначительное расстояние. Этажность застройки в пределах охранной зоны ограничивают. Обеспечивают подходы и беспрепятственный обзор с определенных точек.

 

В полнокровном функционирующем городе всегда имеет место несоответствие между исторически сложившейся застройкой и новыми градостроительно-планировочными замыслами, направленными на преобразование городских территорий, которые не отвечают современным условиям их использования.

 

Альтернативой такому подходу является перенос группы зданий, хаотично разбросанных на территории, в специально отведенную зону. Подобное решение показано на 8.15, б. Этот пример иллюстрирует интересный замысел передвижки застройки почти на четверть км. В мировой практике есть примеры перемещения и на большие расстояния. Так, в США группа домов была перенесена на расстояние в несколько километров.

 

Передвижка может служить средством трансформации межмагистральных территорий. Если в центре города преобладает экстенсивная застройка с небольшим количеством памятников, то вполне оправданно желание использовать эти земли более интенсивно. Памятники сохранить в виде вкраплений в новую застройку или сконцентрировать на специально выделенном участке-йезервации.

 

Иногда ситуация на местности позволяет убрать здание с проезжей части улицы не движением по ломаному пути, а путем поворота. Такую передвижку, осуществленную у сооруженного в 1937 г. моста через Москва-реку, иллюстрирует 8.15, в.

 

Примером такого подхода явилась организация передвижки здания резиденции генерал-губернатора в Москве ( 8.15, а). Это П-образное здание, построенное в XVIII в. зодчим М.Ф. Казаковым, в 1938 г. перемещено на 14 м в глубь квартала и установлено по новой красной линии Тверской улицы.

 

Рассматриваемая передвижка была осуществлена при строительстве канала Москва-Волга в районе Серебряного бора в Москве в следующем порядке. П-образное двухэтажное здание, помеченное на рисунке индексом 1, было расчленено на три секции (1а, 1б и 1в), каждая из которых перемещена отдельно по ломаному пути с поворотом. Два других одноэтажных строения (2 и предварительно передвинуты по аналогичному пути. В результате получена строчная застройка, а дом 3 превращен в Г-образный.

 

а — по прямой на короткое расстояние; 6—по ломаной линии на большое расстояние; в—с поворотом на 18°; г—с поворотом на 90° и перемещением по прямой; 1, 2, 3— номера строений (индексы а, б, в — части, на которые разрезано строение ; I—место здания до передвижки; //—то же, после завершения первого этапа передвижки; III — то же, после завершения передвижки; IV—линия расчленения здания; V—путь движения зданий; VI — граница ходовой конструкции: Кр.Л — красная линия застройки улицы; R —радиус вращения; Ц — центр вращения

 

Пятиэтажное здание было развернуто на 18° вокруг оси, выбранной на расстоянии 80—90 м от левого его крыла. Предварительно отсекли и разобрали угловую секцию, но сохранили и оставили на месте продолжение дома по переулку. Передвигаемую часть поставили на фундаменты, возведенные в глубине двора на месте снесенных малоценных индивидуальных домиков и сараев.

 

Вышеприведенные примеры характерны довольно простыми путями передвижки, но в практике градостроительства пользуются и более сложными. Обычно это связано с прилегающей застройкой. Так, при передвижке еще одного, построенного М.Ф. Казаковым, памятника архитектуры —двух-, трехэтажного здания больницы по Тверской улице в Москве — было сложно выбрать новое место положения.

 

8.1 Схемы передвижки зданий:

 

Теоретически здание может быть перемещено на любое место реконструи-руемой^территории, но при этом нужно учитывать, чтобы затраты на эти работы не превышали стоимость самого строения. В связи с этим трассу движения намечают по кратчайшему расстоянию, по прямой или окружности. Стараются избегать многоэтапной передвижки.

 

Пересечения этих окружностей соединяют прямой, любая точка на которой может служить центром радиуса поворота здания. Его выбирают с учетом того, чтобы объект при перемещении не наложился на существующую опорную застройку (точка Oj), и назначают радиус вращения R2.

 

Плотно окружающая тяжелый дом застройка не позволяла его свободно перенести ( 8.15, г). Поэтому его сначала поворачивали более чем на 90° и только после этого передвигали по прямой и устанавливали на новые фундаменты, возведенные на месте малоценной одноэтажной застройки.

 

Яз.

 

Вначале трассу строят графически, потом ее координаты вычисляют более точно. На 8.16, а показан способ графического определения центра поворота здания, последовательность которого заключается в следующем. Вначале на плане территории выбирают новое место установки здания. Потом на планах дома до и после перемещения назначают одну-две характерные точки, например А\. Из этих точек, как центров радиусов произвольного размера Rl9 наносят две окружности.

 

Под раму подводят ходовые балки, а по земле на выровненном щебеночном основании укладывают рельсовые пути. Между ними размещают сотни катков-роликов, являющихся катучими опорами.

 

Другие схемы 8.16 иллюстрируют построение более сложных траекторий передвижки зданий. На схеме б виден путь двухэтапного перемещения: сначала по кривой, а потом по прямой. Схема в показана как вариант аналогичной передвижки, но по двум криволинейным путям с радиусами R2 и

 

Перед передвижкой здание сначала укрепляют по линии среза опорной конструкцией —рамой, а затем отрезают от фундаментов. Опорную конструкцию выполняют, как показано на 8.1 Для жесткости ее рандбалки соединяют поперечными и диагональными связями. Они особенно необходимы, если дом имеет внутренний каркас с колоннами, которые легко могут смещаться при движении.

 

а — простым поворотом; б — поворотом и прямолинейным передвижением; в—двумя поворотами; 1 — застройка снаружи пути движения; 2 — то же, внутри; /—место здания до передвижки; //—промежуточная стоянка; III—здание на новом месте; R\ — радиус построения; Ri, Из — радиусы поворота здания; 0\, Ог —оси вращения здания при передвижке

 

Подготовку завершают посадкой дома на пути. Это очень ответственная операция, поскольку должны быть обжаты все зазоры в опорных конструкциях. Иначе разные части рамы могут осесть неравномерно, что отразится на жесткости коробки здания. Предварительное напряжение в стыках создают, забивая стальные клинья и жесткий раствор на расширяющемся цементе.

 

Существует два вида приспособлений для передвижки зданий: тянущие в виде полиспастов, соединенных с лебедками, и толкающие —домкраты. По прямой передвигают тянущими приспособлениями или комбинацией тянущих и толкающих. По криволинейным путям передвигают толкающими приспособлениями. В последнее время вместо лебедок часто применяют тяжеловесные грузовые автомашины, что расширяет свободу движения на большие расстояния.

 

8.1 Схемы построения пути передвижки здания:

 

Рельсы путей и ходовые балки демонтируют. Во избежание неравномерных осадок участки, находящиеся под стенами, оставляют на месте и замуровывают в фундаменты.

 

Незыблемость рельсовых путей передвижения обеспечивают устройством жесткого основания. Перед укладкой шпал его тщательно утрамбовывают и проливают цементным раствором.

 

После передвижки здание устанавливают на подготовленные фундаменты. Стыки «обжимают» тщательной зачеканкой жесткими растворами или путем подачи его под большим давлением.

 

1 — стена, расположенная перпендикулярно движению; 2—то же, параллельно; 3 — расчеканка жестким раствором; 4 — рандбалки под стеной 2; 5 — стальные клинья; 6 — катки-ролики; 7—железнодорожные рельсы; 8 — ходовые балки, раскрепленные диафрагмами; 9 — щебеночное основание путей; 10 — слой щебня, пролитый цементным раствором; 11 — спаренная рандбалка, соединенная планками по верху и низу; 12 — шпалы

 

Передвижка зданий — очень трудоемкий процесс, поэтому в последние десятилетия ищут новые методы совершенствования этого процесса. Металлические ходовые балки стремятся заменить специальными тележками-платформами. Это позволяет «сажать» дом на них до передвижения и на новые фундаменты в конце пути стационарно установленными на тележки домкратами.

 

Так, в 1987 г. в Сан-Антонио (штат Техас, США) грузовиками был перевезен отель массой около 5 тыс. т. Для синхронизации перемещения использовали полиспасты, укрепленные на траверзной ферме. Пространственная жесткость здания была обеспечена обоймами, хорошо укрепляющими стены.

 

8.1 Опорные конструкции, воспринимающие нагрузку от здания. Вид на стену, идущую поперек направления перемещения:

 

Для подъема зданий используют систему домкратов. Их устанавливают попарно под стенами с шагом от 0,5 до 5 м. При редком шаге домкратов опорную конструкцию делают в виде рамы-обвязки под всем зданием, а при частом можно ограничиться только опорными балками, устанавливаемыми поперек стен над штоком домкрата.

 

Экспериментально изучается возможность отказа от традиционных рельсовых путей с большим количеством ниток и замены их выровненной и уплотненной поверхностью. Использование пневмонадувных колес, воздушных подушек или даже водяных. Это упростит перемещение зданий. Особенно по сложным траекториям с разворотами и на большие расстояния.

 

В особо ответственных случаях гарантом незыблемости остова здания может служить коробка жесткости. Ее, копирующую контуры сооружения, возводят из железобетона или стали. Таким корсетом надежно защитили готический собор XVI в. в Чехии, сохранность арочных сводов которого вызывала сомнение. Поведение конструкций во время передвижки контролировалось при помощи компьютера, соединенного с датчиками, установленными на доме.

 

8.1 Схемы подъема зданий:

 

Раму делают в виде жесткой конструкции, поскольку она предназначена обеспечить устойчивость стен и воспринять сосредоточенные нагрузки от домкратов. Эту конструкцию выполняют по аналогии с рамой, применяемой при передвижке.

 

Существует два метода подъема зданий домкратами. В первом, внедренном еще в начале XX в., используют клеть, которую последовательно наращивают под подъемными механизмами. Придерживаются последовательности операций, показанной на 8.18, я. Здесь каждый из домкратов установлен выдвижным штоком-плунжером вниз и ряд рельсов подкладывается после завершения каждого из циклов подъема.

 

Другой метод заключается в установке домкратов попарно плунжерами вверх ( 8.18, . Сначала в работу включают одну группу (иногда называемую батареей) подъемных механизмов, а другую оставляют для временного крепления здания. После его подъема на высоту штока в пустоту, образовавшуюся между опорной рамой дома и плунжерами второй батареи домкратов, вставляют блоки стационарной конструкции стены или опоры, которая будет оставлена навечно.

 

а—последовательного подъема первым методом с наращиванием под домкратами временной клетки; б—то же, вторым методом с наращиванием постоянных конструкций над домкратами; 1—домкрат; 2 — пакет поперечных балок; 3 — спаренная рандбалка опорной конструкции поднимаемого здания; 4 — балки первого яруса опорной клетки; 5 — четырехъярусная клеть из пакетов балок; 6 — вставляемый стеновой блок; 7—связи блоков (/—XII— циклы подъема)

 

Описываемый метод эффективен, поскольку здесь нет надобности во временных поддерживающих устройствах — клетях. Однако при его использовании необходимо в два раза больше домкратов, чем при первом методе. Кроме того, применение метода возможно только при подъеме без перемещения здания по горизонтали. Он положительно показал себя при строительстве объектов способом подращивания, т. е. выталкивания, когда на фундаменте начинают строить здания с крыши и верхнего этажа. Затем последовательно подстраивают предпоследний этаж и все нижние, вплоть до первого, которым завершают строительство дома.

 

Этим методом можно поднимать здания на большую высоту. Так, в Питсбурге (США) особняк массой 1,5 т был поднят на холм высотой 50 м. В качестве временных опор использованы клети из брусьев, постепенно превращенную в башню, стелющуюся по склону. После сдвижки дома на новые фундаменты, построенные на холме, эту башню разобрали.

 

Здания назначаются к передвижке и подъему после серьезного технико-экономического обоснования, поскольку такие мероприятия не могут являться самоцелью. Прежде всего, оценивают значимость объекта, как элемента городской среды.

 

Смонтированные блоки расклинивают, снимая нагрузку со сработавших домкратов. Затем поршни этих домкратов опускают и вставляют новые блоки. После этого операцию повторяют, но уже с другой группой подъемных механизмов. Включая попеременно разные батареи, здание «выжимают» на заданную высоту.

 

Изучают альтернативы, выбирают новые места установки памятников, где не будет теряться его градостроительное значение и нарушаться восприятие. Только после этого принимают решение о передвижке и выбирают трассу перемещения сооружения или их группы.

 

Этот метод становится незаменим при реконструкции застройки, когда есть необходимость поднять исторически ценное здание. Обычно такое мероприятие связано с культурным слоем, который постепенно напластовался на территории за многие века ее эксплуатации.

 

Поэтому необходим бизнес-план, технико-экономическое обоснование, по результатам которого выявляют затраты на альтернативные варианты. Определяют, когда потребуется больше инвестиций: при сносе с воспроизводством за счет нового здания или при передвижке, изменении объема и других реконструктивных мероприятий. В число объектов анализа включают и экономическую оценку корректив проекта развития города.

 

Естественно, что историко-архитектурные памятники, обладающие высокой градостроительной ценностью, сносу не подлежат. Если они мешают кардинальной реконструкции, то^ассматривают возможность корректировки проектов развития города зоне этих памятников.

 

Проблему передвижки зданий опорного жилищного фонда, находящегося в хорошем техническом состоянии, решают в несколько другой плоскости. Если здание представляет существенную материальную ценность, при выборе решения учитывают экономический фактор.

 



Песколовки. Санитарно-химические показатели загрязнения сточных вод. "шлягер" каркаса. Систематизация факторов. Системы водоотведения на подтапливаемых территориях. Склады арматурной стали. Скользящая опалубка.

 

Главная  Материалы 



0.0013