Главная  Материалы 

 

Оценка воздействия на окружающую среду

 

Комплекс наиболее благоприятных показателей строительных и эксплуатационных свойств (закон створа) ИСК оптимальной структуры обеспечивает не только более продолжительные сроки их надежной работы в конструкциях, но и более высокие показатели экономической эффективности по сравнению с конгломератами, Ж структура которых не оптимальна. Надежность и повышенная долговечность конгломератов оптимальной структуры в конструкциях обусловлена устойчивыми свойствами морозостойкости, водостойкости, воздухостойкости, которые каждый раз отмечаются в экспериментальных исследованиях таких материалов. Максимальная ; экономическая эффективность конгломератов оптимальной струк-туры устанавливается расчетными данными, в частности, путем t сравнения приведенных затрат при оптимальной и неоптимальной структурах.

 

Понятно, что чем меньше приведенные затраты, тем выше экономическая эффективность производства конгломерата и конструкций из него. При сравнении же экономической эффективности последняя тем больше, чем выше разность между IIi и Ш, умноженная на объем выпускаемой продукции заводом в год (А), т. е. A(TIi fb), где П1 — приведенные затраты конгломерата неоптимальной структуры и Ш — то же, при оптимальной структуре конгломерата.

 

Величины себестоимости продукции (С) функционально связаны в основном с амортизацией основных фондов, стоимостью сырья, затратами энергии, топлива и др. В данном случае при сравнении себестоимостей G и С2 основное значение имеет стоимость затрачиваемых материалов, в первую очередь вяжущих веществ как наиболее дорогих компонентов. Другие факторы, влияющие на величину себестоимости, или практически остаются постоянными при сравнении G и С2, или непосредственно связаны с расходом и стоимостью материалов, например стоимостью сырья. Очевидно, что чем ниже оказывается расход и стоимость применяемых материалов, тем ниже расход и стоимость сырья, на основе которого вырабатываются эти материалы.

 

Между тем анализ показывает, что наиболее экономными составами по расходу вяжущих веществ являются оптимальные, при которых конгломерат удовлетворяет закону створа. На 3.16 показаны один оптимальный в точке Н и ряд неоптимальных в точках А, В, С, Д, Е составов конгломерата, изготовляемого из принятых материалов — вяжущего вещества и заполнителей и при принятой технологии. Независимо от структур во всех указанных точках составы удовлетворяют величине заданного свойства, например пределу прочности при сжатии (i?Tp). Однако составы отличаются тем, что в точке Н содержится наименьшее количество вяжущей части и вяжущего вещества. Полагая, что вяжущая часть дороже заполняющей; очевидно, что и себестоимость G при принятых выше условиях больше себестоимости Сг, причем разность между ними быстро возрастает по мере 3.1 Оптимальная (в точке Н) и не- удаления принятого состава от оптимальные (в точках А, в, с, D, Е) состава в точке Я. Аналогичное структуры ИСК с заданной прочностью явление характерно при любых

 

других свойствах, принятых в качестве критериев для оценки качества конгломерата.

 

Величины эксплуатационно-ремонтных расходов (Э) обусловлены в первую очередь долговечностью и надежностью материала в конструкции. Чем выше долговечность и надежность конгломерата, тем реже требуются ремонтные работы и ниже будут эксплуатационные расходы на поддержание конструкции в нормальном состоянии.

 

Между тем из 3.16 видно, что структуры конгломерата в точках А, В, Охарактеризуются дискретностью вяжущей прослойки и повышенной пористостью, вызванной недоуплотненностью конгломерата. То и другое всегда приводит к преждевременному разрушению структуры, особенно под влиянием циклического замораживания материала, насыщающегося водой. В тех случаях, когда требуется повышенная пористость конгломерата (снижение массы конструкции, повышение теплозащитных качеств и т. п.), целесообразно сохранять оптимальную плотную структуру, но использовать легкие пористые заполнители, поризовать вяжущую часть и даже иногда повышать содержание жидкой среды в пределах оптимальной структуры или, наоборот, вводить в смесь пластификатор (суперпластификатор) с тем, чтобы сократить расход жидкостной среды. Следовательно, в точке Н структура обеспечивает наибольшую долговечность конгломерата, наименьшие эксплуатационно-ремонтные расходы по сравнению со структурой в точках А, В, Е. В точках С, Д L структуры конгломерата характеризуются повышенной пористостью за счет испарения части жидкой среды в эксплуатационный период или частичного синерезиса с выпотеванием на поверхности изделий или конструкций. Повышенное отношение с/ф способствует появлению и развитию пластических деформаций, ускоряя потребность в ремонтных работах и дополнительных эксплуатационных расходах.

 

Таким образом, анализ показывает, что при неоптимальных структурах значения G и 3i растут тем быстрее и в больших размеpax, чем дальше отстоит структура конгломерата от оптимальной. Значения же Сг и Эг всегда ниже, чем обеспечивается определенная экономическая эффективность при оптимальных структурах конгломерата. Однако следует учитывать, что при стоимости вяжущих веществ ниже стоимости заполнителя величина ЭЭ также несколько уменьшается, что может быть установлено только с помощью конкретных расчетных данных.

 

Выше, при сравнении приведенных затрат, было принято, что слагаемое ЕК в формуле (3.1 является величиной постоянной при оптимальной и неоптимальной структурах материала. Однако в реальных условиях оптимальные структуры могут оказать положительное влияние на рост производительности завода и увеличение выпуска продукции в единицу времени. Это вызовет снижение удельных капиталовложений в заводское производство конгломерата, а поэтому уменьшатся и приведенные затраты, возрастет соответственно экономическая эффективность.

 

На основании изложенного становится ясным, почему показатель наибольшей экономической эффективности размещается в виде экстремума в общем створе технических (строительно-эксплуатационных) свойств конгломерата оптимальной структуры. Комплекс экстремумов технических свойств становится как бы взаимно связанным с максимумом экономической эффективности, и в этом заключается одно из существенных достоинств оптимальных структур в строительном материаловедении.

 

Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается совокупность характеристик воздействия намечаемого проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических последствий в процессе инвестиционной деятельности и после реализации такого проекта. Оценка воздействия на окружающую среду (ст. 32 Закона РФ «Об охране окружающей среды») проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности предприятия или органа управления региона, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на среду обитания человека, независимо от организационно-правовых форм собственности. Она осуществляется при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной стадии, в том числе прединвестиционной и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.Общие требования к материалам ОВОС устанавливаются федеральными органами исполнительной власти (например, Минприроды России), осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.Впервые ОВОС была внедрена в практику природоохранной деятельности США, а также других развитых стран в 1970-х гг. В природоохранной практике России такая оценка стала проводиться лишь в начале 1990-х гг.Цели ОВОС определены Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 1994 г. Оценка проводится в целях выявления и принятия необходимых мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности. Для проведения ОВОС весьма важно определить объекты, в отношении которых она должна проводиться. Общество заинтересовано в предупреждении любого экологического вреда. В соответствии с Положением ОВОС осуществляется при подготовке следующих видов документации:- концепции, программы (в том числе инвестиционные) и планы отраслевого и территориального развития;- схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов;- градостроительная документация (генеральные планы городов, проекты и схемы районной планировки);- документация по созданию новой техники, технологии, материалов и различных веществ;- нормативная документация, регламентирующая организацию и ведение хозяйственной и иной деятельности;- предпроектные обоснования инвестиций в строительство новых, реконструкция, расширение и техническое перевооружение действующих хозяйственных и иных объектов и комплексов, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.При подготовке хозяйственных или иных решений, которые включают в себя разработку нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС проводится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду.Оценка воздействия объекта (проекта) на окружающую среду включает в себя следующий комплекс:- изучение цели предполагаемого (намечаемого) проекта;анализ проектных предложений в контексте с существующей экологической ситуацией;- состояние окружающей среды той территории, где предполагается разместить планируемый (проектируемый) объект;- возможные последствия реализации намечаемой деятельности объекта;- мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений.Для анализа и оценки ОВОС важно иметь достоверную информацию по всем указанным вопросам. Поэтому в задачу заказчика объекта (проекта) должно входить обоснование размещения объекта строительства в конкретном месте не только с учетом экологических интересов, но и с точки зрения экологических требований. Примером могут служить многие объекты как жилищно-граждан-ского, так и промышленного назначения.Порадок проведения ОВОС. Целесообразность проведения ОВОС (или продолжение начатых работ) для объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется при согласовании экологических условий государственными органами исполнительной власти субъектов Федерации по представлению территориальных органов по охране окружающей среды. В случае несогласия органа исполнительной власти субъекта Федерации с предложением территориального органа решение принимается с учетом его заключения.Подготовка и принятие проектных и иных решений, содержащихся в обосновывающей документации по развитию хозяйственной и иной деятельности, должны производиться на основании результатов ОВОС.При проведении ОВОС заказчик обязан обеспечить возможность непосредственного участия общественности, отдельных лиц, групп и организаций в целях выявления всех возможных неблагоприятных последствий реализации намечаемой деятельности. Информирование общественности (общественные слушания и обсуждения) о намечаемой деятельности осуществляется с помощью непосредственного уведомления и использования средств массовой информации: газет, телевидения и радио.Оценка воздействия на окружающую среду проводится:- для выбора политических, экономических, технических, организационных и иных решений, обеспечивающих устойчивый характер общественного развития, и разработки эффективных мер по предотвращению или снижению неблагоприятных последствий воздействия на окружающую среду от реализации этих решений;- предоставления компетентным органам возможно более полной информации об экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий до санкционирования планируемой деятельности (действий);- разрешения и предупреждения социально-экологических конфликтов в процессе подготовки и принятия решений об осуществлении на территории различных видов деятельности; предотвращения деградации окружающей среды и истощения природных ресурсов.При проведении ОВОС необходимо руководствоваться следующими принципами:- интеграции (рассмотрение вопросов воздействия на природу, хозяйство и население не должно проводиться изолировано на всех стадиях процесса подготовки документов);- альтернативности (оценка воздействий не может проводиться лишь по взятому варианту проекта);- превентивности (ни один из этапов разработки проекта, включая самые разные, не может завершиться без подготовки ОВОС);- приоритетности (никакие соображения не должны служить основанием для игнорирования экологических последствий реализации проектов);- достоверности (степень детализации при проведении ОВОС не должна быть ниже той, которая определяется экологической значимостью взаимодействия для природы, населения и хозяйства);- сохранения (планируемая деятельность не должна приводить к уменьшению экологического разнообразия, снижению биопродуктивности и биомассы территорий и акватории, а также к ухудшению жизненно важных свойств природных комплексов биосферы в сфере влияния осуществляемого проекта);- совместимости (планируемая деятельность не должна приводить впоследствии к ухудшению качества жизни групп населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам деятельности);- гибкости (процесс ОВОС может варьироваться по масштабам, глубине и виду анализа в зависимости от характера планируемой деятельности).Информация об экологических и прочих последствиях планируемой деятельности не должна быть закрытой для общественности и всех заинтересованных лиц.Оценка воздействия на окружающую среду проводится с момента начала подготовки документации, распространяется на все виды деятельности, последствия которой оказывают прямое воздействие на окружающую среду, и включает в себя:- законы и природоохранные акты;- планирование социально-экономического развития отдельных территорий, видов деятельности предприятий;- проектирование конкретных объектов;- производство новой продукции (материалов, веществ, техники и технологий).Требования о проведении ОВОС входят в национальные процедуры при ратификации или принятии международных соглашений, если действия, производимые в соответствии с названными соглашениями, связаны с воздействием на окружающую среду.Заказчик как инициатор деятельности проведения ОВОС обеспечивает (финансирует, организует) все необходимые исследования (сбор информации, анализ, прогнозирование, оценку, оформление результатов) на всех этапах подготовки документации. Заказчик обязан:учитывать результаты ОВОС при выборе варианта предлагаемой Деятельности и его обоснований;предоставлять все необходимые материалы компетентным органам в соответствии с утвержденным порядком и процедурами;выполнять условия и рекомендации компетентных органов на всех этапах прохождения документации;нести ответственность за эффективность мер по предотвращению негативных воздействий.Автор документов (инвестор) по ОВОС должен гарантировать полноту, достоверность и объективность используемой информации. Право на разработку ОВОС предоставляется компетентным органам и подтверждается специальным сертификатом.Оценка воздействия на окружающую среду проводится в четко установленной последовательности процедур и состоит из следующих стадий:- выдача разрешений на экологопользование (в той или иной форме), начиная с ранних стадий инициирования деятельности с последующим контролем и наблюдением за реализацией разрешенных действий и выполнением гарантий ее безопасного осуществления;- рассмотрение компетентными органами ОВОС;- реализация;- согласование и разрешение разногласий.В свою очередь, каждая стадия этого процесса включает в себя ряд действий, которые должны осуществляться также в определенной последовательности. Так, в процессе подготовки документов имеют место следующие этапы:- предварительная оценка воздействия, которая проводится на ранних стадиях при обосновании необходимости и целесообразности планируемой деятельности и выборе способов ее осуществления в целях определения степени информации для ОВОС, подготовки «Уведомления о намерениях» и др.;- детальная оценка воздействия, которая проводится одновременно с разработкой документации, и ее результаты участвуют в формировании и отборе вариантов на всех этапах разработки. Результатом работы должны быть: отобранный вариант для дальнейшей разработки, отчет об ОВОС, обоснование отобранного варианта, заявление о воздействии на окружающую среду (проект ОВОС);- общественные слушания, которые проводятся для выявления возможных экологических последствий, социально-экологических конфликтов и других факторов перед предоставлением документации для санкционирования деятельности в органы государственной власти и включают в себя рассмотрение ОВОС, информирование заинтересованных сторон и общественности, оформление результатов слушаний.В процессе рассмотрения ОВОС осуществляют:- определение экологических условий и требований. Для этого заказчик представляет в компетентные органы Уведомление о намерениях и проект Заявления о воздействии на окружающую среду (проект ОВОС);- согласование с органами государственного надзора, которое проводится на стадии выбора района осуществления деятельности или площадки размещения строительства хозяйственного объекта.Заказчик и разработчик обосновывающей документации несут ответственность за невыполнение правил проведения ОВОС, в том числе за нарушение процедуры ОВОС при подготовке обосновывающей документации и за предоставление неполных результатов проведения ОВОС или недостоверной информации об объекте. Возникшие в процессе прохождения документации разногласия рассматриваются в арбитражном суде.На стадии ОВОС выводы по данному объекту делает заказчик (или экспертная организация). Результаты, с одной стороны, должны стать достоянием общественного мнения, а с другой — предметом государственной экологической экспертизы.Необходимо отметить, что выводы и оценки воздействия на окружающую среду, сделанные заказчиком и иными организациями, могут не совпадать с позицией общественности. В рамках реализации конституционного права каждого человека на благоприятную окружающую среду граждане заинтересованы и вправе участвовать в процедуре ОВОС и оценивать ее результаты. Участие общественности служит одной из важных гарантий обеспечения заказчиком учета требований экологического законодательства.Правовой формой участия граждан в процедуре ОВОС в мировой практике являются общественные слушания или обсуждения в средствах массовой информации. Срок информирования о намечаемом слушании — за 30 дней до его проведения.В зависимости от вида объекта общественные слушания или обсуждения организуются и проводятся как на федеральном уровне, когда затрагиваются вопросы и интересы общенационального характера, так и на местном уровне или уровне субъекта Федерации, когда реализация проекта распространяется на географический регион в пределах субъекта РФ.Однако, как считают правоведы по экологии, не ясен уровень проведения слушаний и обсуждения ОВОС, если реализация принимаемого решения носит общенациональный характер, и каков правовой смысл их проведения.

 



Песколовки. Санитарно-химические показатели загрязнения сточных вод. "шлягер" каркаса. Систематизация факторов. Системы водоотведения на подтапливаемых территориях. Склады арматурной стали. Скользящая опалубка.

 

Главная  Материалы 



1.3848