Главная  Материалы 

 

Освоение подземного пространства

 

Замена существующих конструкций предшествует или сопутствует процессам установки новых конструкций. Замену конструкций можно выполнять раздельным методом, когда на отдельной захватке или здании в целом сначала демонтируют все заменяемые конструкции, затем .на их месте устанавливают новые. Совмещенный метод предусматривает последовательное выполнение демонтажа и монтажа конструкций в едином потоке при едином комплекте строительных машин. Фронт работ при такой организации сокращается до размеров одной или нескольких ячеек при соблюдении прочности, жесткости и устойчивости смежных конструкций. Демонтаж конструкций может быть выполнен поэлементно или укрупненными блоками в зависимости от конструктивного решения демонтируемых сооружений и технологических возможностей используемых при демонтаже кранов и средств.

 

Замена конструкций покрытия. Может осуществляться самыми разнообразными самоходными и башенными кранами в зависимости от конструктивного решения здания, его объемно-планировочного решения и обоснования выбранного варианта применяемой механизации.

 

В случае увеличения высоты реконструируемого одноэтажного здания может оказаться рациональным возведение нового покрытия над существующим до полного завершения всех работ, а затем демонтаж старого покрытия с использованием лебедок, мостовых кранов и соответствующей такелажной оснастки. В этом случае монтаж и демонтаж конструкций можно осуществить в период краткосрочных остановок или не нарушая производственный процесс в реконструируемом здании.

 

При демонтаже элементов покрытия должны быть приняты меры защиты от падения вниз материалов разборки, возгорания отдельных элементов кровли при огневой резке несущих конструкций. Если при удалении отдельного элемента может быть нарушено статически устойчивое равновесие, необходимы усиление, раскрепление или подвеска стропами к крюку крана опасных с точки зрения обрушения конструкций.

 

Замена подкрановых балок. При использовании кранового оборудования соответствующей грузоподъемности замену осуществляют традиционными методами. Если грузоподъемности крана не хватает при требуемом вылете, а масса балки не превышает максимальной грузоподъемности крана, то необходимо предварительное расчаливание стрелы крана с креплением расчалок к устойчивым элементам сооружения. При невозможности использования кранов работы выполняют с помощью лебедок с применением удерживающих оттяжек.

 

Замена колонн. Замена без разборки покрытия требует предварительного вывешивания его конструкций, т. е. передачи нагрузки с колонн на другие вспомогательные элементы. Вывешивание может быть осуществлено путем установки временных стоек-опор под узлы стропильных конструкций. Узлы опирания металлических конструкций на временные стойки должны быть усилены. Зазор между временными стойками и опорными узлами стропильной конструкции (8... 10 мм) обеспечивают с помощью домкратов. В образовавшийся зазор вводят стальную пластину необходимой толщины и фиксируют ее от возможного смещения. При передаче усилий от покрытия на временные стойки должен появиться зазор между ними и колонной, свидетельствующий о полном снятии нагрузки от покрытия на колонну. Если отрыва конструкций не произошло, то дополнительно поддомкрачивают конструкции над временными опорами, заполняя образовавшиеся зазоры стальными прокладками. Величина зазора в процессе одного цикла подъема домкратов не должна превышать 10 мм.

 

В ряде случаев затруднительно или невозможно установить стойки-опоры непосредственно под несущую конструкцию крыши. В этом случае устанавливают две стойки по возможности ближе к ферме, на них укладывают стальную балку, на которую будет передаваться нагрузка от стропильной фермы.

 

При демонтаже колонны она первоначально отсоединяется от фундамента (срезкой, срубкой, снятием гаек и т. д.). Сам демонтаж может выполняться методом поворота вокруг шарнира с применением полиспаста и тянущей лебедки. Метод основан на медленном опускании головы колонны при опоре ее пяты на фундамент. Возможно применение трех лебедок, при взаимосвязанной работе которых пята колонны сползает в сторону одной из них, другие обеспечивают опускание головы колонны в плоскости сползания.

 

Метод надвижки на старые опоры. Метод замены отдельных сооружений целиком представляет собой передвижку (сдвижку с фундамента) старого и надвижку на его место нового сооружения, что позволяет значительно сократить остановочный период для предприятия. Возможны два варианта передвижки — тянущий с помощью лебедок и системы полиспастов и толкающий — с помощью электрических или гидравлических домкратов. Преимущество тянущего способа в непрерывности движения объекта передвижки, достоинства второго способа заключаются в простоте и компактности используемых устройств, что особенно важно в стесненных условиях реконструкции объекта.

 

Сети и оборудование инженерного обеспечения городской застройки относят к первой группе. Водопроводящие системы являются самыми распространенными. К ним причисляют инфраструктуры холодного и горячего водоснабжения, а также водоотведения: бытовой, ливневой и промышленной канализации.

 

Под землей прокладывают системы паро- и газопроводов, снабженные специальным оборудованием, которое нередко прячут под землей. При необходимости строят резервуары для воды, других жидкостей и сжатых газов.

 

Целенаправленное использование подземного пространства городов имеет многовековую историю. Под землей предки располагали оборонительные и культовые сооружения, галереи тайных переходов, хранилища и жилье. Ниже поверхности земли особенно активно стали строить с развитием систем инженерного обеспечения. Трудно перечислить, что спрятано там в современном городе. Однако все подземные сооружения можно объединить в пять групп.

 

В результате технического прогресса инженерные системы обновляются, получают дальнейшее развитие. Сегодня трудно предсказать, какое новое оборудование подарит городам XXI в. Например, уже сейчас существуют локальные системы пневмотранспорта твердых отходов. Они пока действуют в пределах квартала или жилой группы, перемещают мусор к накопительно-сортировочным и упаковочным станциям. Может быть, в дальнейшем через такие системы отходы будут транспортировать к мусороперерабатывающим заводам.

 

В пределах городской застройки размещают не только трубопроводы сетей, но и оборудование. Очень часто его устанавливают в подземных сооружениях. Заглубляют под землю смотровые помещения, насосные и станции перекачки, котельные, бойлерные и тепловые пункты.

 

5.1 Подземные торгово-пешеходные улицы:

 

В инженерном хозяйстве городов особое место занимают системы электроснабжения и коммуникации электронной связи. Как правило, электроэнергию и потенциал слабых токов передают по металлическим или оптиковолоконным кабелям. Вместе с оборудованием трансформаторных, релейных, телефонных и ретрансляционных станций их тоже заглубляют в землю.

 

В целях экономии городских территорий под землей создают такие предприятия бытового обслуживания, как прачечные и химчистки. Там же размещают склады. В городах широко распространены овощехранилища, холодильники, склады горюче-смазочных материалов, водо- и газохранилища.

 

Объекты промышленности, технического, бытового и складского назначения часто размещают под землей. Существуют целые подземные заводы оборонного значения. Заглубляют отдельные цеха и лаборатории, которые нужно защитить от пыли и шума. Или наоборот, предотвратить засорения окружающей среды от производственных источников (например радиации).

 

Строительство подземных сооружений сопряжено с серьезными инвестициями, значительно превышающими капитальные вложения в наземные объекты. Однако завышение стоимости подземного строительства может быть экономически оправдано, и прежде всего, на плотно застроенных территориях центра города, где земля очень дорога. Кроме того в земле требуется меньше энергии для обогрева помещений в холодный период года, что может привести к сокращению эксплуатационных затрат.

 

а — продольный разрез по сооружению в г. Норсбруке (США); б — то же, в г. Эдинбурге (Англия)

 

Эспланады освещают искусственно. Однако ядро, высота которого достигает двух ярусов, получает и естественное освещение. Это позволило использовать в интерьере натуральные зеленые насаждения.

 

Культурно-зрелищные учреждения, торговля и общественное питание являются наиболее притягательными для населения. Подземное пространство достаточно удобно для размещения учрежцений этой группы. В помещениях эпизодического обслуживания отсутствие дневного света допустимо, поскольку не предусмотрено постоянное пребывание в них людей. Но при выборе проектного решения, как правило, рассматривают альтернативу: строить под землей или на поверхности.

 

Под землей строят целые пешеходно-торговые улицы значительной протяженности. Как правило, галереи размещают в нескольких уровнях. На 5.14, а показан разрез такой структуры. Здесь горожане движутся вдоль сдаваемых в аренду торговых помещений прямыми путями от одного уровня к другому. Для перехода на галереи другого уровня устроены лестницы и пандусы, но имеются и пристенные декоративно оформленные лифты.

 

Разрез другого линейного сооружения, построенного под открытым рынком, показан на 5.14, б. В нем интересно обыграно сочетание старых зданий с новыми объемами. Вместо пандусов и лифтов использованы эскалаторы. Хотя покрытие имеет световые фонари, оно успешно используется как территория рынка.

 

а —разрез; б — план; 1 — вход из вестибюля станции метро; 2—то же, с поверхности площади

 

5.15 Компактный подземный центр в г. Миннеаполисе (США), разрез по центральной части

 

В практике градостроительства имеет место устройство компактных моллов. Разрез одного из них изображен на 5.1 Сооружение представляет трехуровневую систему, два из которых являются рабочими, а нижний используется как складской. Он снабжен рампами для грузового транспорта с товарами.

 

1 Подземный торгово-рекреационный комплекс на Манежной площади в Москве (авторский коллектив под руководством архит. М.М. Посохина):

 

5.1 Подземная транспортная магистраль в сложившейся застройке:

 

Ввод в эксплуатацию торгово-пешеходного молла повысил привлекательность наземных магазинов и торговых павильонов.

 

Центральный дворик прямоугольной формы, несколько вытянутый между двумя рядами магазинов, имеет одну особенность. Его легкая стальная крыша приподнята над покрытием этих магазинов, что создает возможность осветить помещения естественным светом через фонари.

 

В комплексе удачно решены связи с наземным и внеуличным транспортом. Входы со станции метрополитена объединены с переходом, ведущим к входам в торговые помещения. Предусмотрен подземный гараж на 370 автомашин.

 

а — проложенная под зданиями; б—то же, под прогулочной эспланадой; 1 — стальные трубы с монолитным железобетонным сердечником, уложенные методом продавливания; 2 — вертикальные конструкции, выполненные методом «стена в грунте»; 3 — габариты существующих фундаментов; 4 — анкерные крепления кустами свай; 5 — подпорная стена набережной; 6—дренирующий слой; 7—коллектор для коммуникаций; 8 — дополнительно заглубленные фундаменты

 

Аналогичные моллы имеются в России. Так, на одной из центральных площадей Москвы в конце XIX в. построен двухуровневый торгово-рекреаци-онный комплекс, показанный на 5.1 В нем размещены два крупных универмага и магазины розничной торговли. Включены и учреждения питания: ресторан, кафе и бар. Не забыты объекты культуры. Оборудован археологический музей «Исторический театр».

 

5.1 Проект реконструкции Тверской улицы в Москве. Фрагмент разреза с использованием подземного пространства под проезжую часть и для размещения стоянок (Мастерская №2 Моспроекта-

 

На покрытии верхнего яруса организована озелененная рекреационная зона. Она объединена со старейшим зеленым массивом Москвы —Александровским садом. Река Неглинка частично освобождена из коллектора, что позволило дополнить парковый комплекс еще одним декоративным элементом — водными поверхностями.

 

Движение транспорта на пересечениях улиц и перегонах между перекрестками организовывают, строя эстакады и тоннели. Рассмотрим методы устройства подземных сооружений. На перегонах проезды прокладывают под землей в определенных случаях. Например, когда на плотно застроенной территории спрямляют трассу или сквозь застройку пробивают новую скоростную магистраль. На 5.17, а показан один из вариантов устройства тоннеля в охранной зоне историко-архитектурной среды города.

 

Здесь интересна интерпретация способа «стена в грунте». Боковые стены тоннеля нельзя было выполнить, традиционно установив оборудование сверху. Поэтому их возводили горизонтальной проходкой, нагнетая раствор водовоз-душным способом. Покрытия штольни выполнили способом продавливания стальных труб с последующим устройством в них железобетонного сердечника.

 

Многие весьма разнообразные сооружения дорожно-транспортной группы убирают под землю, преследуя две цели. Во-первых, сократить пагубное влияние шума на городскую среду, во-вторых, достичь экономии площадей, занятых транспортными коммуникациями.

 

Он несет двоякую функцию. С одной стороны, в его пределах объединено разностороннее движение транспорта, которое осуществляется по двум параллельным улицам, изображенным пунктиром внизу на плане. С другой — тоннель является пересечением в двух уровнях с улицей городского значения, перпендикулярной ему.

 

а — скатно-винтового типа; б—то же, роторного с вращающейся вокруг вертикальной оси кабиной лифта- в — с подъемником конвейером-монорельсом; 1 — машинное отделение подъемника; 2 — кабина подъемника; 3устанавливаемая автомашина; 4 — монорельс конвейера; 5 — передвигающаяся по монорельсу платформа для автомашин

 

Другой пример-, иллюстрируемый 5.17, б, более прост, поскольку его осуществляли на свободной от зданий трассе. Сквозное движение переведено под землю, что позволило на месте проезжей части набережной реки устроить прогулочную эспланаду, одновременно сократив воздействие транспортного шума на прилегающую застройку.

 

Одной из серьезнейших транспортных проблем городов России является проблема хранения индивидуального автотранспорта. В прошлые времена ей не уделяли должного внимания. Градостроители предполагали, что машиностроительная промышленность страны не может обеспечить спрос на автомашины.

 

Рис 5.1 Подземные гаражи:

 

а — врезанная в холм; б — во дворе, совмещенная с подземным проездом для загрузки товаров в магазины (въезды в подземное пространство с торцов); в — во дворе-«колодце», перекрытом на уровне пола второго этажа и с использованием габарита здания; г — то же, но под частью двора; 1 —воздушные вытяжки из гаража; 2 — газонепроницаемое перекрытие; 3 — поверхность срезаемого холма; 4 — проезд в магазины; 5 — пандус (стрелками показаны въезды в гараж)

 

Авторы не рассматривают другие виды пересечений в двух уровнях, оборудованные подземными сооружениями. Эти вопросы достаточно полно рассмотрены в специальной литературе по организации движения.

 

В пределах старой застройки смягчить описываемое явление можно путем строительства подземных стоянок. Временные стоянки необходимо строить одновременно с административными зданиями и торгово-рекреационными комплексами. Иногда совмещать с торговыми сооружениями, размещая в специально выделенных ярусах торгово-пешеходных улиц. Одно из таких решений показано на 5.1 На фрагменте видно, как решены стоянки в нижних ярусах подземного сооружения под Тверской улицей в Москве.

 

5.2 Полуподземные стоянки-гаражи:

 

Многоэтажные многоместные стоянки являются сложными инженерными сооружениями, возведение которых может растянуться на годы. В условиях функционирующей жилой застройки такое строительство не всегда осуществимо, поэтому во всем мире при реконструкции жилых кварталов прибегают к решениям, показанным на 5.2 В одном случае используют рельеф местности (схема а и в), в другом —совмещают с подъездами в складские зоны магазинов (схема б), в третьем —устраивают короткие рампы (схема г).

 

В проекты новых городских образований закладывались решения с минимальным по международным стандартам количеством автостоянок. При реконструкции старозастроенных территорий их практически не предусматривали за неимением свободных площадей внутри кварталов. В результате улицы, переулки и дворы крупных городов оказались заполненными отстаивающимися машинами.

 

В пределах дворового пространства кварталов строят многоэтажные стоянки ( 5.1 . Как правило, они должны быть компактными и не занимать большие площади. Поэтому рамповые въезды на ярусы многоместных стоянок, типа изображенных на 5.19, д, делают редко. Чаще рампы заменяют лифтами-подъемниками ( 5.19, б и в).

 



Песколовки. Санитарно-химические показатели загрязнения сточных вод. "шлягер" каркаса. Систематизация факторов. Системы водоотведения на подтапливаемых территориях. Склады арматурной стали. Скользящая опалубка.

 

Главная  Материалы 



0.0009