Главная  Материалы 

 

Основы художественного конструирования

 

 

График зависимости между структурнымии качественными показателями материалов

 

Под влиянием многообразия комбинаций микрочастиц в пространстве, или комплекса этих комбинаций, формируются материалы, которые отличаются между собой типом связей, порядком сцепления частиц и свойствами. Возможны изменения установившихся сочетаний и отношений частиц или их комплексов под влиянием температурных отклонений, изменений в величинах внешних давлений или других внешних факторов, что отражается на устойчивости равновесия структуры и числовых значений свойств. При каждом отклонении, возникшем в структуре материала, наиболее быстрому изменению подвержены механические свойства. Однако, нелегко установить и, тем более, выразить в конкретной или абстрактно-логической форме характер установившейся зависимости между структурой и свойствами. Одному и тому же показателю свойств, например величине предела прочности, могут соответствовать различные микро- и макроструктуры материалов, а одному и тому же структурному показателю — разные прочностные или другие свойства ( 3. . Следует отметить, что и результаты испытаний при так называемых «равных» условиях опыта значительно отличаются между собой. Чтобы установить прямую или обратную взаимозависимость (корреляцию) между качественными и структурными показателями, необходимо сравнивать их не при «равных», а соответственных условиях, когда структуры — оптимальные, а материалы (ИСК) становятся подобными друг другу.

 

Общий характер сил Р и энергии U взаимодействия в зависимости от расстояния между частицами (а) и результирующая сила (б):

 

1 — силы притяжения возрастают с уменьшением расстояния г;

 

2 — силы отталкивания быстро возрастают с уменьшением г; 3 — результирующая сила

 

В оптимальных структурах частицы не только равномерно распределены в объеме материала, особенно на микроуровне в кристаллических решетках, но и на расстояниях, при которых силы притяжения и отталкивания равны между собой, а величина их равнодействующей равна нулю, что характерно для равновесного состояния атомов в решетке. Энергия принимает минимальное значение ( 3. , вследствие чего система (материал) обладает относительно устойчивым равновесным состоянием, положительно влияя на стабильность показателей свойств. Последние при оптимальных структурах принимают экстремальные значения. Следует, однако, учесть, что равновесное состояние может быть не только устойчивым, подобно состоянию частиц в кристалле, но и неустойчивым, как, например, состояние частиц в кристаллитах и гелях. В твердых телах пребывание частиц в неустойчивом равновесии может продолжаться неограниченное время.

 

Характер оптимальной структуры зависит от состава и технологии изготовления конгломерата. В природных условиях он связан с Генетическими процессами, закономерное течение которых нередко нарушается стихийными факторами. С изменением технологических или генетических условий оптимизация структуры наступает при иных соотношениях компонентов, новом вещественном составе конгломерата.

 

Строительным материалам с оптимальной структурой присущи определенные закономерности в формировании и сохранении струк-турочувствительных свойств. Эти закономерности именуют как законы оптимальных структур. Известно, что под законом понимается существенная, устойчивая, необходимая (т. е. неслучайная) связь и взаимная обусловленность явлений и процессов. Законы оптимальных структур выражают внутреннюю связь и взаимообусловленность свойств и структурных параметров материала. Они распро- л страняются на разнородные по составу и технологии изготовления материалы и, подобно другим многим законам, имеют объективный характер. Последнее указывает на то, что в аналогичном выражении они имеются также ив природе. Человек стремится познать их в природе и использовать в своей практической деятельности.

 

Существуют определенные принципы, условия и практическим опытом установленные закономерности, пользуясь которыми, можно создавать гармоничные художественные вещи.

 

Общественная практика, эмоциональное воздействие природы, опыт повседневных наблюдений показывают автору, какие соотношения пропорций, цвета, света и тени, пластичных форм в окружающей среде вызывают то или иное впечатление. Сознательно и целеустремленно создавая на основе эстетического преобразования подобных отношений зримый облик вещей, художники вносят в вещи конкретный образный смысл, заставляя их служить человеку, возбуждая одновременно определенные эстетические чувства и настроения.

 

Проектирование художественной формы материальных предметов составляет основу современного дизайнерского искусства.

 

Приступая к проектированию любого изделия или фрагмента окружающей среды, художник-конструктор должен всегда думать о человеке, который будет пользоваться ими, призвав на помощь богатство фантазии, знание технологии и основ мастерства.

 

Создавая какую-либо форму предмета, художник-конструктор оперирует различными средствами: объемами, пропорциями, плоскостями, линиями, цветом, ритмом, применяет различные способы декора. Используя все эти средства и сообщая предмету тот или иной облик, художник-конструктор создает предмет, воплощающий определенный образ.

 

Если в прошлых столетиях в основу конструирования изделий было положено стремление к импозантности, пышности, то в основу современного проектирования положено стремление к удобству, целесообразности и простоте.

 

В процессе материальной практики возникают и формируются как эстетические ценности многообразных предметов, формирующих окружающую среду, так и субъективная способность к эстетическому пониманию. Человек в материальном производстве и в искусстве способен оживлять «бездушные вещества» — камень, глину, дерево, металл, пластмассу, краски и т. п. и выражать через них свою сущность и свое отношение к окружающей среде.

 

Так, современное мебельное производство позволяет конструировать секционную мебель, практически из небольшого числа стандартных деталей строить различные объемы шкафов, секретеров и многие другие виды оборудования интерьера с широким использованием новых материалов. Таким образом, современное машинное производство позволяет достичь единства и целостности окружающей нас предметной среды, слив в единое целое форму и функцию, форму и материал, форму и технологию.

 

Из сказанного следует вывод, что основной закономерностью художественного конструирования является единство художественно-выразительной формы и практического назначения, построение вещей в строгом соответствии со свойствами и возможностями материала и технологией производства.

 

В отличие от старых кустарных способов производства современная техника позволяет не только создавать очень целесообразные и экономичные образцы, но и до бесконечности варьировать их.

 



Песколовки. Санитарно-химические показатели загрязнения сточных вод. "шлягер" каркаса. Систематизация факторов. Системы водоотведения на подтапливаемых территориях. Склады арматурной стали. Скользящая опалубка.

 

Главная  Материалы 



1.0513